Правила промышленной безопасности грузоподъемных механизмов - МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 4301/2 (УСТРОЙСТВА ПОДЪЕМНЫЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ЧАСТЬ 2. СТРЕЛОВЫЕ САМОХОДНЫЕ КРАНЫ)


Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Ержанову А. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Рау А.

Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Настоящие Правила обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов далее — Правила разработаны в соответствии с подпунктом 14 статьи Закона Республики Казахстан от 11 апреля года "О гражданской защите" и определяют порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов физическими и юридическими лицами, осуществляющими ремонт, реконструкцию, модернизацию и эксплуатации грузоподъемных механизмов, перемещение грузов и людей.

Настоящие Правила распространяются на следующие виды грузоподъемных механизмов:. Лифты электрические и гидравлические грузоподъемностью 40 килограмм и более далее — кг. Подъемники вышки для перемещения людей с инструментом и материалами на высоту следующих видов:. Грузоподъемные механизмы специального назначения военного ведомства, установленные в шахте, на морских, речных судах иных плавучих сооружениях, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах так же соответствуют специальным требованиям указанных отраслей.

В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:. Грузоподъемные механизмы их элементы изготавливаются, монтируются, модернизируются и ремонтируются организациями, располагающими техническими средствами и квалифицированными специалистами. При комплектовании грузоподъемных механизмов из узлов и деталей, изготовленных несколькими организациями, качество изготовления в целом, соответствие настоящим Правилам и государственным стандартам, оформление технической документации осуществляет организация, комплектующая грузоподъемный механизм.

Паспорт грузоподъемного механизма составляется изготовителем по документам изготовителей отдельных узлов. Документы этих организаций хранятся в организации, комплектующей грузоподъемный механизм.

Каждая грузоподъемный механизм изготовителем снабжается:. При изготовлении отдельных металлоконструкций, механизмов, приборов безопасности грузоподъемных механизмов они снабжаются паспортом.

Грузоподъемный механизм оборудуется табличкой с указанием наименования изготовителя или его товарного знака, грузоподъемности, даты выпуска, заводского идентификационного номера, других сведений в соответствии с нормативной технической документацией. Табличка с надписями сохраняется в течение всего срока службы крана. У кранов с передвижной грузовой тележкой таблички крепятся как на кране, так и на тележке, а у стреловых самоходных, башенных и портальных кранов, помимо таблички на каждой из секций башни и стрелы наносится клеймо изготовителя.

Паспорта грузоподъемных механизмов составляются по формам, указанным в приложениях 1 - 3 "Форма паспорта крана", "Форма паспорта лифта", "Форма паспорта подъемника" настоящих Правил, паспорт на электрические тали — в приложении 4 "Форма паспорта тали" настоящих Правил.

Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с грузоподъемным механизмом, представляется на государственном и русском языке. Руководство по эксплуатации грузоподъемного механизма разрабатывается изготовителем. Организация, владеющая грузоподъемным механизмом, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в ее конструкции или изготовлении, несоответствие ммеханизма требованиям настоящих Правил, направляет изготовителю рекламацию, копия которой направляется в сертификационный центр, выдавший сертификат, и уполномоченный орган в области промышленной безопасности.

По грузоподъемным механизмам, иностранного производства, рекламация направляется непосредственно изготовителю и сертификационному центру, выдавшему сертификат.

Изготовитель, получив рекламацию, устраняет выявленные недостатки, допущенные при изготовлении отступления от настоящих Правил. Реконструкция и ремонт крана производится по проекту, разработанному экспертной организаций, аттестованной на право технического диагностирования, технического обслуживания и технического освидетельствования грузоподъемных механизмов грузоподъемные краны, подъемники вышкилифты, эскалаторы далее — экспертная организация.

При разработке проекта учитываются результаты обследования фактического состояние грузоподъемной механизмов степень износа, наличие повреждений. Укорочение башни или стрелы, если возможность таких изменений не предусмотрена паспортом крана или руководство по его эксплуатации, допускается производить без проекта по заключению экспертной организации.

Перевод машин специального назначения экскаватор, трубоукладчик в грузоподъемные краны производится при условии приведения их в соответствие с требованиями настоящих Правил. Возможность использования машин специального назначения в качестве кранов подтверждается экспертной организацией.

Организация, производящая монтаж, ремонт или реконструкцию грузоподъемных механизмов, разрабатывает технологические регламенты, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, о нормах браковки сварных соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изделий, о порядке оформления документации. Организация, производившая монтаж, ремонт или реконструкцию грузоподъемных механизмов отражает в паспорте характер произведенной работы, вносит в него сведения о примененных материалах с указанием номеров сертификатов, о замене сборочных единиц, приборов безопасности, контрольно-измерительных приборов с указанием идентификационного номера изготовителя.

В случае внесения изменений в принципиальные электрические, кинематические, гидравлические схемы и в цепи системы управления грузоподъемным механизмом, паспорт крана дополняется новыми принципиальными схемами с указанными внесенными изменениями. Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, хранятся организацией, производившей сварочные работы.

Ремонтные, монтажные или другие работы, связанные с изменением конструкции или паспортных данных крана, производятся по согласованию с изготовителем или с экспертной организацией. Качество примененного материала при монтаже, реконструкции и ремонте расчетных элементов и деталей грузоподъемных механизмов подтверждается сертификатом. При отсутствии сертификата материал допускается применять после проведения его испытания в соответствии с нормативной технической документацией.

Выбор материалов производится с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний грузоподъемного механизма, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды. Данные о марке примененного материала и нижние предельные значения температуры для рабочего и нерабочего состояний крана указываются в его паспорте.

Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15 по ГОСТ "Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки" допускается применять для изготовления:. Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота грузоподъемных механизмов допускается применение отливок по качеству не ниже марки СЧ 20 по ГОСТ "Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Для изготовления противовесов и несиловых деталей марка отливок не регламентируется.

Материалы, ранее не применявшиеся для монтажа, реконструкции и ремонта грузоподъемных механизмов, допускается применять по рекомендации аттестованной организации.

К сварке и прихватке ответственных элементов металлоконструкций, приварке площадок, перил и лестниц грузоподъемной механизмов допускаются сварщики, сварные соединения на контрольных образцах которых выдержали механические испытания имеющие личное клеймо.

Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций грузоподъемных механизмов, обеспечивает механические свойства металла шва и сварного соединения предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол загиба, ударная вязкость не ниже нижнего предельного показателя перечисленных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали национальным стандартом или техническим регламентом.

Это требование распространяется на приварку перил, лестниц и площадок. При применении в одном соединении сталей разных марок механические свойства наплавленного металла соответствует свойствам металла, с большим пределом прочности. Марки присадочных материалов, флюсов и защитных газов указываются в технологическом регламенте на монтаж, ремонт или реконструкцию, модернизацию грузоподъемного механизма.

Для заготовки элементов конструкции из листов, профильного проката, труб допускается применение всех способов резки, обеспечивающих качественное получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами.

Резка материалов и полуфабрикатов из стали производится по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, в зоне термического влияния. Сварка металлоконструкций грузоподъемных механизмов производится в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений.

Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается при условии применения соответствующих приспособлений для защиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра. Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре воздуха ниже 0 о С устанавливаются нормативной технической документацией. Допускается изготовление сварных элементов с применением в одном и том же узле различных методов сварки, если это оговорено в технологическом регламенте.

Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, могут не удаляться, если при сварке они будут полностью переплавлены. Перед сваркой прихватки очищаются от шлака. Сварные соединения имеют клеймо или другое условные обозначения, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не ухудшает качества маркируемых изделий.

Маркировка выполняется методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации грузоподъемной механизма. Метод и место маркировки указывается на чертежах. Вид термической обработки сварных соединений несущих элементов конструкций устанавливается нормативной технической документацией на изготовление, ремонт или реконструкцию кранов.

Контроль качества сварных соединений, проводимый при монтаже, реконструкции, модернизации и ремонте грузоподъемного механизма осуществляется внешним осмотром измерением, механическими испытаниями и методами неразрушающего контроля, предусмотренными нормативной технической документацией.

Контроль качества сварных соединений производится после проведения термической обработки если она выполняется для данного сварного соединения. Результаты контроля сварных соединений фиксируются в соответствующих документах журналах, картах, формулярах. Внешнему осмотру измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в них, возможных наружных дефектов:.

Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающие к нему участки поверхности основного металла шириной не менее 20 милиметров далее — мм в обе стороны от шва очищаются от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений. Осмотр измерение стыковых сварочных соединений производится с двух сторон по всей протяженности соединения. В случае недоступности для осмотра внутренней поверхности сварного соединения осмотр измерение производятся только с наружной стороны.

Контроль сварных соединений расчетных элементов металлоконструкций производят после устранения дефектов, выявленных внешним осмотром. При этом обязательному контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел, гуськов.

Суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается не менее:. Перед проведением рентгено- или гамма-контроля соответствующие участки сварного соединения маркируются с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгено- или гамма снимках.

Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля производится в соответствии с технологическим регламентом на изготовление, монтаж, ремонт, реконструкцию или модернизацию грузоподъемного механизма, которые содержат нормы оценки качества сварных соединений, исключающие наличие в изделии дефектов, снижающих их прочность и эксплуатационную надежность.

ПБ Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

При выявлении неразрушающими методами контроля недопустимых дефектов в сварных соединениях, контролю подвергается все соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, удаляются механическим способом и перевариваются.

Механические испытания проводятся с целью проверки соответствия прочностным и пластическим характеристикам сварного соединения на контрольных образцах, сваренных в условиях, полностью отвечающих условиям изготовления элементов металлоконструкций те же основные и присадочные материалы, те же сварочные режимы, то же положение сварки.

Организации, специализирующиеся на проведении работ по изготовлению, ремонту, реконструкции и модернизации грузоподъемных механизмов механические испытания проводят периодически в соответствии с технологическим регламентом. При выполнении указанных работ иными физическими или юридическими лицами, механические испытания проводится на контрольных образцах, свариваемых каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкции грузоподъемного механизма, в количестве не менее двух для каждого вида испытаний растяжение, изгиб.

Оценка механических свойств, сварного соединения на контрольных образцах производится вне зависимости от вида сварного соединения, путем испытаний на растяжение и на изгиб образцов, сваренных встык. Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если:.

Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами и нормативной технической документацией на изготовление, монтаж, ремонт, реконструкцию и модернизацию грузоподъемного механизма.

Выбор материала производится с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояния грузоподъемного механизма, степени загруженности элементов и агрессивности окружающей среды. Данные о марке применяемого материала с указанием сертификата, нижней предельной температуры для рабочего и нерабочего состояния грузоподъемного механизма указываются изготовителем в паспорте. Необходимость термической обработки сварных соединений ответственных элементов конструкций устанавливается техническими условиями на изготовление и ремонт подъемников.

Вид термической обработки и ее режим устанавливаются технологическим регламентом сварки. Визуальному осмотру измерениям подлежат все сварные соединений с целью выявления в них, следующих возможных наружных дефектов:. Контроль сварных соединений просвечиванием необходимо осуществлять в соответствии с ГОСТ "Контроль неразрушающий.

Обязательные места контроля устанавливаются нормативной документацией, а дополнительные — отделом технического контроля. При выявлении недопустимых дефектов в сварных соединениях просвечиванию должно быть подвергнуто все контролируемое соединение.

Изменились правила промышленной безопасности для ОПО на которых используются подъемные сооружения

Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, вырубаются и перевариваются. Ультразвуковой метод контроля швов сварных соединений применяется для проверки:. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами, техническими условиями на изготовление и ремонт подъемника.

Защиту металлоконструкции грузоподъемных механизмов, сборочных единиц и деталей от коррозии осуществляют нанесением на их поверхность лакокрасочных или металлических и неметаллических неорганических покрытий. Указанной защиты не требуют механически обработанные детали, работающие в масляной ванне или среде консистентных смазок.

Лакокрасочные покрытия соответствуют требованиям. Группы, технические требования и обозначения". Постановка на учет в территориальном подразделении уполномоченного органа в области промышленной безопасности грузоподъемных механизмов производится по заявлению владельца и паспорту грузоподъемного механизма.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Эксплуатация крана включает в общем случае использование по назначению работу , транспортировку, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.